В  соответствии с планом работы судебного участка мирового судьи Александровского района на 1-е полугодие 2020 года проведено обобщение судебной практики о рассмотрении и назначении наказания по делам об административных правонарушениях в 2019 году.       Цель  обобщения является соблюдение требований КоАП РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях, анализ практики назначения административных наказаний.

При проведении  анализа установлено  следующее.

        В 2019 году в судебный участок мирового судьи Александровского  района поступило 738 материалов об административных правонарушениях. Из них рассмотрено 725 административных дел. Всего подвергнуто наказанию 675 лиц. Остаток нерассмотренных дел – 13.

Результаты рассмотрения анализируемых дел выглядят следующим образом:

Поступило: 738 дел

Возвращено: 8 дел

Прекращено: 33 дела

Назначено наказание:  предупреждение: 71 лицу, штраф: 421 лицу,  арест 74 лица, обязательные работы: 108 лиц, лишение права управления 1 лицо.

Изучение дел показало, что мировым судьей выполнялись требования ст.ст. 29.4 и 30.4 КоАП РФ о подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В порядке подготовки дела к рассмотрению судьей выяснялось, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдение процедуры оформления протокола. Также выявлялось, не имеется ли обстоятельств, исключающих производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. Разрешались ходатайства, назначались место и время рассмотрения дела, вызывались в суд участники производства по делам об административных правонарушениях. При необходимости судьей выносились определения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дел об административном правонарушении разрешается вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела.

Исходя из положения ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, устанавливающей, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривались в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов, в ходе подготовки к рассмотрению дела в случае отсутствия препятствий к его рассмотрению судья назначал дело к рассмотрению в день поступления такого протокола.

Или решал вопрос и о возвращении протокола по делу об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, в предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ случаях:

1) подведомственность дел. Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 6 КоАП РФ, определяется по общим правилам, установленным ст. 29.5 КоАП РФ, - по месту его совершения.

 2) возвращение протоколов

Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении может быть возвращен в трех случаях:

1. составление протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами;

2. неправильного составления протокола и оформления других материалов дела;

3. неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В абзаце 6 пункта 4 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года N 5 разъяснено, что в связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.

в) извещение участников производства по делам об административных правонарушениях.

В порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешался вопрос о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях и вызове в судебное заседание лиц, указанных в ст.ст. 25.1-25.10 КоАП РФ,

Участники производства по делам об административных правонарушениях своевременно извещались судебными повестками и телефонограммами, посредством СМС, позволяющими проконтролировать получение информации лицом, которому оно направлено.

Лица, в отношении которых велось производство по делу, считались извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступало сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ).

Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации в ответе на вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.

В тоже время судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

- санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

Обобщение показало, что судьей по всем изученным делам, по которым назначался административный арест, рассматривались с участием виновных лиц.

Судьей соблюдался установленный ст. 29.7 КоАП РФ порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Факт разъяснения лицам, участвующим в деле, процессуальных прав фиксировался в соответствующей подписке.

Протоколы судебных заседаний велись по всем делам .

Все доказательства, положенные судьей в основу принятого постановления, находятся в материалах дела либо в подлинниках, либо в виде надлежащим образом удостоверенных копий.

      В соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, при назначении административного наказания судом учитывался характер совершенного административного правонарушения, конкретные сведения, характеризующие личность правонарушителя, его семейное, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении срока для его добровольной уплаты, судом направлялись в течение десяти суток постановления о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Из 725 дел об административных правонарушениях прекращено производством 32дела. В том числе: за отсутствием состава административного правонарушения - 10 дела, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности 22 дела, в связи с малозначительностью 1 дело.

За указанный период было обжаловано 10 постановлений о привлечении к административной ответственности. Из них: 2 постановлений по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, 1 постановление о привлечении к административной ответственности по ч. ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ, 1 постановление о привлечении к административной ответственности по ч. ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ, 1 постановление о привлечении по ст. 6.1.1 КоАП РФ, 1 постановление по ст. 6.9.1 КоАП РФ.  2 постановления о привлечении по ст. 12.8 ч.1 КоАП РФ, 1 постановление о привлечении по ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ Восемь  постановлений районным судом оставлены без изменения, а жалобы правонарушителей - без удовлетворения. 1 постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 ч.1  КоАП РФ районным судом изменено, 1 апелляционная жалоба оставлена без рассмотрения.

Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения мировым судьёй Александровского района не выносились.

        Постановления по делам об административных правонарушениях указанной категории  соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Все анализируемые дела рассмотрены мировым судьей в установленный законом срок.

Вывод.

Обобщение показало, что все дела рассмотрены в соответствии с требованиями закона, нарушений сроков рассмотрения административных дел данной категории не допущено.

         При назначении административного наказания судом учитывались характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, признание лицами, привлекаемыми к административной ответственности своей вины, раскаяние в содеянном.

Исп. помощник судьи И.В. Исаенкова